Внимание! Чтобы вам были доступны все наши сервисы, пожалуйста, включите JavaScript! Как это сделать?

Григорьева Нина Ильинична

 

Народная артистка РСФСР, Чувашской АССР
лауреат Государственной премии ЧАССР имени К.В. Иванова, 
лауреат премии  комсомола Чувашии имени Михаила Сеспеля 

 

Родилась 7 декабря 1938 г. в деревне Чиричкасы Цивильского района Чувашской АССР. 
В 1961 году окончила Государственный институт театрального искусства имени А.В. Луначарского (ГИТИС) в г. Москва. 
Уже в первой работе Нины Григорьевой на профессиональной сцене, которой стала поистине «звездной» роль Джульетты в трагедии У. Шекспира «Ромеопа Джульетта» (Ромео и Джульетта), зрители со всей полнотой ощутили масштаб личности актрисы. Красота чувства, сила нравственного подвига ее Джульетты были так искренни и притягательны, что заставляли публику верить каждому слову героини, ни на секунду не сомневаясь в ее правоте и верности принятых ею решений. Ну а дальше что ни роль – то победа. Среди них Лариса («Парнесĕр хĕр» (Бесприданница) А. Островского), Лидия Павловна («Аркатакансем» (Варвары) М. Горького), Миссис Форд («Ашкăнчăк инкесем» (Виндзорские проказницы) У. Шекспира), Катерина («Татӑлнӑ тымар» (Долги наши) Э. Володарского), Аграфена Кондратьева («Хамăр çынсем – йӳнеçтерĕпĕр» (Свои люди – сочтемся) А. Островского), Варька («Уçнă çерем» (Поднятая целина) М. Шолохова), Анисья («Çын куççулĕ çĕре ӳкмест» (Власть тьмы) Л. Толстого), Айгуль («Айкуль çĕршывĕнче» (Страна Айгуль) М. Карима), Илем («Телейпе Илем» (На распутье) И. Петровой), Асель («Манăн хĕрлĕ тутăрлă тополĕм» (Тополек мой в красной косынке) Ч. Айтматова), Улине («Хумсем çырана çапаççĕ» (Волны бьют о берег) Н. Терентьева), Пинерби («Айтар» (Айдар) П. Осипова), Эрнеби («Хӳхĕм хĕрĕн хӳхлевĕ» (Плач девушки на заре) Н. Сидорова), Понсия («Арçынсăр хĕрарăм» (Дом Бернарды Альбы) Ф.Г. Лорки).
Каждая героиня Нины Григорьевой – это, прежде всего, личность, благородная, эмоционально раскрепощенная. Они не боятся бросать вызов обществу и следовать законам внутренней свободы. Практически в унисон с Джульеттой прозвучала Нарспи в спектакле по одноименной поэме К. Иванова. Та же внутренняя чистота, те же утопающие в нежности глаза, и, вместе с тем, отчаянный протест, категорическое нежелание мириться с волей несправедливой судьбы.
Громогласным, патетическим аккордом вторгся в театральное пространство Чувашии крупный, вобравший в себя отличительные народные черты образ Селиме в спектакле «Хура çăкăр» (Черный хлеб) по роману Н. Ильбекова. Путь становления героини от нежной, женственной чувашской девушки до истинного борца за свое человеческое достоинство в исполнении Нины Григорьевой был окрашен высокими трагедийными нотами и, вместе с тем, не выходил за пределы жизненной достоверности.
Созвучной Селиме была Ахмур в пьесе Н. Терентьева «Çĕрпе хĕр» (Земля и девушка), ставшая жертвой людских суеверий и пересудов и бесстрашно принимающая смерть.
Галерею национальных портретов продолжила Эрпике в драме Я. Ухсая «Тутимĕр» (Тудимер), чей образ раскрывал патриотические чувства народа и звучал призывом к борьбе за свободу родной земли. Зрители находили в ней черты, характерные для тысяч женщин военного времени.
Несгибаемый внутренний стержень пронизывал образ Аксиньи в спектакле по роману М. Шолохова «Лăпкă Дон» (Тихий Дон). Дерзость и отвага граничили в ней с застенчивостью, уязвимостью и неизбывной грустью.
Сложной, богатой натурой возникла перед зрителями Невеста в драме Ф.Г. Лорки «Юнлă туй» (Кровавая свадьба). Юная, грациозная, прекрасная в своем свадебном наряде, она будто самой природой была создана для семейного счастья. Но судьба подвергла ее суровым испытаниям. Отдавшись огромному, всепоглощающему чувству любви к Леонардо, которое никак нельзя было назвать изменой, героиня выступила в защиту природы и человеческого естества, восстала против предубеждений, порожденных и узаконенных социальной жизнью.
Воплощением тоски, безысходности и тщетных поисков себя предстала печальная Настасья Карпова в инсценировке повести В. Распутина «Сывпуллашу» (Прощание с Матерой). В 1996 г. эта работа принесла актрисе победу на II-ом международном фестивале тюркоязычных театров «Туганлык» в номинации «Женская роль второго плана» (г. Уфа).
Невозможноне влюбиться в ее Арину («Чухăнлăх инкек мар» (Бедность не порок) А. Островского), Бабку Параську («Юратупа кавăн» (Любовь и тыква) И. Стаднюка), Матрену («Синкерлĕ шăпа» (Горькая судьбина) А. Писемского), Надежду Константиновну Смирнову («Чикагори кукаçин пурлăхĕ» (Наследство дедушки из Чикаго) В. Ляпина), Зинавье («Туя туй пек тăвар-и?» (Не сыграть ли свадьбу?) А. Тарасова).
Неподдельный восторг и восхищение зрителей вызывают остроумные, не по годам энергичные и бойкие Альтук в пьесе А. Портта «Деньги глаза слепят» и Тамара Ивановна в комедии Н. Коляды «Шанель «пике» (Баба Шанель), подарившие актрисе победы на республиканском конкурсе театрального искусства «Узорчатый занавес» в номинации «Лучшая женская роль» (2011, 2013 гг.). В 2013 г. со спектаклем «Баба Шанель» актриса с успехом выступила в г. Екатеринбург на XII-ом международном фестивале современной драматургии «Коляда-Plays».
Помимо исполнительского творчества Нина Григорьева долгое время занималась педагогической деятельностью на Кафедре актерского мастерства и режиссуры Чувашского государственного института культуры и искусств.
С 1986 по 1996 гг. являлась председателем Союза театральных деятелей Чувашской Республики.
Нина Ильинична внесла огромный вклад в сценическое искусство Чувашии. Созданные ею образы, ее индивидуальность, творческая личность привлекли десятки тысяч зрителей в Чувашский академический театр, всегда вызывали восторг и восхищение зрителей и вошли в сокровище чувашского театра. 

 Награды Нины Ильиничны:

          Она занята в спектаклях

Послание Президента России Федеральному Собранию
Официальный интернет-портал органов власти
Минкультуры Чувашии
Портал государственных услуг Чувашии
Культура.рф